Пути развития зарубежной литературы к. ХIХ — н. XIХ вв. Социально-политическая напряженность эпохи.
Натурализм и отход от него в драмах Г. Гауптмана
Настоящая программа адресована тем университетским студентам и магистрантам, чья филологическая специализация предполагает изучение курса по истории зарубежной литературы в сравнительно полном объеме. Эпоха рубежа ХIX—XX веков — один из самых сложных разделов этого курса и, помимо знания обширного литературного материала к примеру, поэзии , требует знакомства с философскими, эстетическими, богословскими сочинениями, историей искусств и музыки. По ряду объективных обстоятельств корпус научной литературы об эпохе рубежа веков, который бы выдержал проверку временем, невелик.
Натуралистическая эстетика разрабатывалась И. Тэном, братьями Гонкур, Э. Золя и другими авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей — О. Конта, Г.
Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. У истоков новой драмы стояли Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели, каждый из которых внес неповторимый вклад в ее развитие.